Правовой основой инклюзивного образования в Казахстане является Конвенция ООН «О правах ребенка», принятая в резолюции 44/95 от 20.11.1989 года) и ратифицированная в РК 1994 году. Все государства – участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь, в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. В признании особых нужд ребенка, имеющего особые образовательные потребности, помощь предоставляется, по возможности, бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, и имеет целью обеспечение такому ребенку эффективного доступа к услугам в области медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к услугам.
20 декабря 1993 года Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, которые в Казахстане используется в качестве методической основы при разработке нормативной базы инклюзивного образования. Согласно данным Правилам государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего слоя образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, а также обеспечивать, чтобы образование инвалидов являлось неотъемлемой частью системы общего образования.
О создании безопасной, здоровой, инклюзивной учебной обстановки, способствующей успешному обучению и достижению четко определенных уровней успеваемости для всех, при справедливом обеспечении ресурсами утвердили на Всемирном форуме по образованию Дакарские рамки действий: образование для всех (Дакар, Сенегал,26-28.04.2000 г.).
В университете работают более 30 образовательных программ, по которым студенты имеют возможность обучаться по дистанционной технологии, в случаях перевода их по состоянию здоровья.
В 2015 году было утверждено положение по психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного образования (П.13.01/2015), которое направлено на оказание помощи по усвоению учебного материала менторами на кафедрах.
В университете функционирует психологический кабинет учебном корпусе №2, деятельность которого направлена на поддержку студентов с особыми образовательными потребностями.
Также студенты могут получить консультацию по телефонам доверия в круглосуточном формате.
Создана комиссия при проректоре по социальным вопросам и воспитательной работе о рассмотрении дел студентов с особыми потребностями для предоставления скидок за обучение в размере от 25 до 100 % или присуждения гранта ректора.
Перечень образовательных программ, по которым применяется технология дистанционного обучения
№ | Код образовательной программы
| Наименование образовательной программы (рус) | Наименование образовательной программы (каз) | Наименование образовательной программы (англ) |
1 | 6В01101 | Педагогика и психология
| Педагогика және психология
| Pedagogy and psychology |
2 | 6В01302 | Педагогика и методика начального обучения | Бастауыш оқытудың педагогикасы мен әдістемесі
| Pedagogy and methodology of primary education |
3 | 6В01403 | Начальная военная подготовка | Алғашқы әскери дайындық | Initial military preparation |
4 | 6В01404 | Физическая культура и спорт | Дене шынықтыру және спорт | Physical education and sport |
5 | 6В01505 | География | География | Geography |
6 | 6В01606 | История | Тарих | History |
7 | 6В01707 | Казахский язык и литература | Қазақ тілі және әдебиеті | Kazakh language and literature |
8 | 6В01708 | Английский язык с дополнительным изучением второго иностранного языка (немецкий, турецкий) | Ағылшын тілі екінші шет тілін қосымша оқытумен (неміс, түрік) | English language with an additional learning of the second foreign language (German, Turkish) |
9 | 6В01509 | Химия- Биология | Химия - Биология | Chemistry-Бiology |
10 | 6В01510 | География и история | География және тарих | Geography and history |
11 | 6В02111 | Графический дизайн | Графикалық дизайн
| Graphic design |
12 | 6В02212 | Отечественная и всемирная история | Отандық және әлемдік тарих | Domestic and world history |
13 | 6В02313 | Казахская филология | Қазақ филологиясы | Kazakh philology |
14 | 6В02314 | Русская филология | Орыс филологиясы | Russian philology |
15 | 6В03115 | Психология | Психология | Psychology |
16 | 6В04116 | Экономика | Экономика | Economics |
17 | 6В04117 | Учет и аудит | Есеп және аудит | Accounting and audit |
18 | 6В04118 | Финансы | Қаржы | Finance |
19 | 6В04119 | Государственное и местное управление | Мемлекеттік және жергілікті басқару | Public and local management |
20 | 6В04220 | Юриспруденция | Құқықтану | Jurisprudence |
21 | 6В06122 | Информатика | Информатика | Informatics |
22 | 6В06123 | IT в здравоохранении | Денсаулық сақтаудағы IT | IT in healthcare |
23 | 6В06124 | Вычислительная техника и программное обеспечение | Есептеу техникасы және бағдарламалық қамтамасыз ету
| Computer engineering and software |
24 | 6В07125 | Электроэнергетика | Электроэнергетика | Electroenergy |
25 | 6В07326 | Промышленное и гражданское строительство | Өнеркәсіптік және азаматтық құрылыс
| Industrial and civil engineering |
26 | 6В07527 | Стандартизация, сертификация и метрология в строительстве | Құрылыстағы стандарттау, сертификаттау және метрология
| Standardization, certification and metrology in construction |
27 | 6В10228 | Социальная работа | Әлеуметтік жұмыс | Social work |
28 | 6В11329 | Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта | Көлікті пайдалану және жүк қозғалысы мен тасымалдауды ұйымдастыру | Organization of transportations, movement and exploitation of transport |
29 | 6В12330 | Правоохранительная деятельность | Құқық қорғау қызметі
| Law enforcement |
30 | 6В03131 | Политология | Саясаттану | Politology |
31 | 6В01732 | Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения | Орыс тілінде оқытпайтын мектептердегі орыс тілі мен әдебиеті | Russian language and literature in non-Russian language schools |